Бойцы вспоминают минувшие дни...
|
|
luna71176 | Дата: Понедельник, 28.10.2024, 15:45 | Сообщение # 106 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 400
Статус: Online
| Продолжение
Фото взвода обеспечения 2 МСБ (осень 81)
Повар, 1981г.
Однако ничего не стояло на месте. Шло время, появились и СРМки в которых разместились офицерская и солдатские столовые. Правда днем в жару они превращались в жаровни, в которых было очень жарко.
Фото разведрота в столовой
Виталий Долгополов,водитель ИСР 81-83: В 81 СРМки стояли, но только жратву мы приносили туда с ПХД в больших термосах и ели каждый со своего котелка, не путайте с полноценной столовой, которая открылась в 83. На фото разведрота и сапёры, ещё ремрота питалась здесь! Это первая СРМ со стороны Парка или дизельной. Кто помнит чем питались в период 81-82г., сухая картошка (Клейстер) и консервы с добавлением масла – Самовар!!! Хлеб с нашей пекарни – Черняга внутри кусок теста!
Фото офицерской и солдатских столовых
Владимир Беляев,старшина разведроты (дек82-дек84): На короткий выход сухой паёк, на длительный выход котловое довольствие. Остальное солдатская смекалка, типа шурави контроль.
Анатолий Щеголев, командир взвода подвоза ГСМ РМО (дек83-сент85): Да как питались? Грех жаловаться на питание, но голодными точно не были. Под сидением или за спинкой у бойца всегда были свои заначки, не на себе ведь тащить как в других подразделениях. Получали так же в дорогу в зависимости от маршрута движения Шинданд, Кушка или Туругунди на сколько суток провиант с бригадного склада. Утром на завтрак хлеб с маслом, чай или кофе. Если где нибудь на точке заночевали, в пустыне, Кишкинахуде, Дилораме, на Чаре по моему один раз за время службы. Обед, будем так говорить на колёсах, ставили на паук двигателя кашу, сгущёнку делали две дырки патронами, чтобы банки не взрывались, равномерно прогревались и становились горячими. Вечером, когда приезжали на опорный пункт, разворачивали кухню и готовили ужин. Зам. по тылу Хыцюк несколько раз с нами выезжал в колонне, кстати очень вкусно готовил. Дембеля или старослужащие готовили сами себе порой ужин на солярке. Под посуду использовали колпак от воздушного фильтра Камаза. Были обкопченные, но сытые, довольные и счастливые.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
NIKITA | Дата: Вторник, 29.10.2024, 06:51 | Сообщение # 107 |
АДМИН
Группа: Администраторы
Сообщений: 54
Статус: Online
|
Самое отвратное блюдо гречка с тушенкой-миска каши и волосинка тушенки все залито жиром
Вот отрывок из книги Сергей Тютюнник Гречка На двадцать четвертом месяце солдатской службы Колька Константинов твердо постановил себе, что если через три недели не уедет в Союз, то умрет с голоду, но гречку есть больше не станет. Через три недели Кольку Константинова вместе с другими увольняемыми в запас должны были отправить самолетом прямо в Ростов. Об этом донесла глубинная разведка в лице штабного писаря. Офицеры из управления полка специально везли его сотню километров от штаба до заброшенной на дальнюю «точку» батареи, чтобы помог составить списки «дембелей» и оформить документы прощания с армией. «Гадом буду, мужики! Улетите сразу домой. Своими ушами слыхал», – хлопнул себя не по ушам, а по груди писарь, при этом выбив из куртки легкую пыль.
Еще три недели, бесконечных и утомительных, Константинову пришлось запихивать в себя осточертевшую кашу, которую организм, переполненный презрением к гречке, никак не желал пропускать внутрь беспрепятственно. Мало того, будучи поваром, Кольке приходилось кормить этой кашей всю батарею. А значит, выслушивать от ребят ругань и угрозы за однообразный паек. Даже здесь, на дальней точке, в отрыве от полка и высокого начальства, где имелась возможность разнообразить солдатское меню речной рыбой, все равно нельзя было избежать консервов Семипалатинского мясокомбината (опять же с гречневой кашей). Строгий комбат запрещал брать овощи и фрукты у местных афганцев – боялся отравлений. Охотиться на диких джейранов в далекой степи тоже опасались. Овец воровать у чабанов – значило испортить отношения с соседями и нажить новых врагов. Получался продовольственный тупик.
Однажды у костра Колька сказал, что из жести тех консервных банок, из которых за два года службы выела гречку их часть, можно выплавить крейсер.
– Небольшой торпедный катерок бы вышел, – поддержал его тогда старшина.
…Писарь – великая сила. Писарь оказался прав. Самолет шел прямо на Ростов. Партия увольняемых, в которую попал Константинов, уехала вовремя. Солдат не умер с голоду.
Когда Константинов оказался дома, мать долго плакала ему в грудь, и Колька дрожал голосом. Когда мать перестала плакать, а сын перестал дрожать голосом, они посмотрели простенькие афганские гостинцы, и мать захотела Кольку покормить. Она посмотрела на Кольку очень хитро. Она зафиксировала хитрость в мокрых своих глазах и полезла на стул, чтоб достать с антресолей давно приготовленный сюрприз. Она неуклюже рвалась к антресолям на отечных синих своих ногах, и Колька кинулся ей помогать, но мать сказала, что он ничего тут не знает, и опять посмотрела хитро с высоты отекших ног, и Колька стал успокаивать свое сердце.
Мать достала целлофановый мешочек с гречкой, триумфально покрутила им над головой у Кольки и стала слезать со стула, задыхаясь и рассказывая: «У нас в Ростове – как всегда – а тут одна женщина прибегает – говорит, девочки, гречку в магазине видела – ну и я же ж – пока доползла – ничего не досталось – я давай реветь – говорю, сын приезжает из Афганистана – одна женщина – дай ей боже здоровья – со мной поделилась – есть еще добрые люди на свете». Колька зажег глаза восторгом и отстучал ладонями на молодом животе соответствующий «такой» минуте ритм.
Пока гречка разбухала в кастрюле, он в ванной долго мыл руки и умывался холодной водой и оттуда разговаривал, чтоб не слышать запаха каши и наконец-то поплескаться без жизненно важной экономии. Мать пару раз беспокойно заглядывала в ванную и видела, что Колька слишком усердно и долго моет руки и не хочет оттуда выходить. Он был в солдатской зеленой рубашке, и мать задумала подсмотреть за ним, когда он будет мыться весь или когда уснет, чтоб увидеть, какое у сына теперь тело, и по шрамам узнать, был ли он раненый.
Сидя за столом, Колька глядел в тарелку, но видел в ней постаревшую за сто лет одиночества мать. Он запихивал в себя горячую, как песок, кашу, соленую от женских слез после унизительных и злых советских очередей. Он видел в тарелке нищенскую материнскую зарплату и не смог одолеть гречку. Колька икнул, вылетел из-за стола, и каша пошла у него ртом и носом. Он рычал над кухонной раковиной, и мать с черным лицом смотрела в его сухую спину. Колька долго рычал, а когда опорожнил себя, бросился к сидящей без звука матери, уткнулся лицом распухшие колени и заплакал. Она стала гладить его по стриженым волосам онемевшей своей рукой и взялась думать, как бы заманить сына к невропатологу, чтоб тот его посмотрел. «Наверно, контуженый», – решила мать про Кольку, чувствуя раздутыми коленями его мокрый нос.
https://libking.ru/books....ka.html PS До сих пор терпеть не могу гречку
рота связи 15.02.1980-25.11.1981
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, Вчера, 10:07 | Сообщение # 108 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 400
Статус: Online
| Продолжение А кушать хочется всегда
Василий Синельников, водитель БТР 7 мср (апр83-апр85): Хреново на элеваторе кормили нас! Молочный суп 2-3 банки сгущёнки на сорока литровый бак (молочный суп еле забеленный не говоря уж чтоб сладкий был), обед рыбный суп из консервов, до сих пор рвоту вызывает, клейстер на второе по-моему это был крахмал! Перловка не разжуёшь, масло ни разу не видели, а каши как кирзовый сапог! Два раза к домикам забегали верблюды, первый раз старый – варили двое суток, но всё равно как резина было мясо. Второй раз забежал молоденький, вот там мясо хоть поели натуральное! Старшина ездил раз в две недели в бригаду за продуктами, но продукты куда-то девались почему-то??? Вот хлеб пекли таму нас это вообще или сырой, или горелый, дрожжи уходили сами понимаете куда?! Вот на сопровождении что-то доставали выменивая у афганцев на что-то! Если была возможность на Аргандабе добывали рыбу Маринку. Это было вкусно по-настоящему! Когда переехали в бригаду казалось в столовой как в ресторане кормили, а хлеб был самый вкуснейший там! Когда уходили в рейды, то сухпаи были обалденные! А про элеватор про еду ничего хорошего сказать не могу.
Фото ПХД на Элеваторе
Алексей Шохалевич: На месте ПХД в 85 была построена столовая взвода артиллерии.
7 мср после рыбалкина Аргандабе, 1984г.
На сторожевые заставы периодически доставляли продукты, оборудовались места для их хранения и приготовления пищи, а также места приёма пищи (но это где как). Все старались в сё организовать поудобнее. Фантазии не было предела, всё упиралось в возможности.
Фото приготовления пищи на заставе
Процесс приготовления
Приём пищи
Для больных и раненых в бригадной медроте был свой ПХД.
Фото ПХД медроты
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, Вчера, 10:59 | Сообщение # 109 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 400
Статус: Online
| Продолжение
В теме про Воду мы уже описывали как на операции на КП бригады начмед постоянно сыпал хлорку в водовозку в результате чего вся еда воняла хлоркой. Подробнее здесь https://www.kandagar.org/forum/6-4-5#369
А вот вариант приготовления завтрака сапёрами в «пустыне» на боевых. В каждой «коробочке» был бачок для приготовления пищи и запас продуктов. Выкапывалась ямка, два танковых пальца и очаг готов. Осталось только найти дрова. В крайнем случае пойдёт тротил или порох у артиллеристов. Так даже блинчики жарили в цинке из под патронов. Но чаще всего поджаривали лук, а потом в бачок добавляли консервы кашу с мясом. Всё это разогревалось и получался довольно вкусно. Солдатская смекалка всегда приходила на помощь.
Завтрак сапёров в«пустыне», 1984г.
На боевых операциях в батальонах разворачивались свои ПХД, где готовилась пища и потом раздавалась в роты. Честно сказать, мне нравилось как готовили на ПХД 2 МСБ. Командир взвода обеспечения был тогда (83-85) пр-к Коржиков Валерий. Постоянно там был и замполит батальона м-р Либенко (Максимыч). Бывало, что не всегда удавалось доставить горячую пищу в термосах или пополнить сухпай в роты, когда они находились в зеленке. Один раз сухпай закончился, до брони было далеко, а есть охота. Зашли в кишлак, никого нет, одни куры бегают. Вот тогда сварили куриный суп в большом стакане от термоса и накормили народ.
На операции в Гильменде (1984г.) дикая свинья имела неосторожность выбежать из камышей на открытое место и попала под перекрёстный огонь из автоматов с нескольких БТРов. Здоровая была! Еле затянули её на БТР. Вечером было и жареное мясо, и котлеты.
Фото Обедаем в ресторане (полигон), ДШБ. Из архива В.Шандарова.
О питании ДШБ в 1984 году на операции в Панджшере вообще отдельная тема. Подробнее в теме «Панджшер-84» https://www.kandagar.org/forum/6-22-1#293
Трапезничаем.1988г. ДШБ. Фото из архива В.Чехина
В бригаде, в офицерской столовой женщины-официантки вносили свою лепту в создание определенного уюта. Хотя летом в обед в этой СРМке долго не высидишь. На улице в районе +60, а тут горячие борщ или щи, потом каша. Спасеньем был компот, правда если успевали хоть немного охладить. Утром и вечеров в блюдце на столике было растопленное масло, иногда с плавающей в нём одной-пару мух. Не представляю, как девчата выдерживали в этой жаре. Спасибо им!
Голодный А.Арбатский Фото из архива И.Кремневой (Арабаджи)
Фото Вспомним…
А этот стол организовал Марат Шакуров для тех, кто не с нами: сигареты "Охотничьи", тушенка, консервы, кружка, фляга со спиртом и др. (из архива С.Купцова. Встреча в Москве, 2009г.)
Тему питания можно продолжать бесконечно. Если у вас есть интересные фотографии или эпизоды, связанные с этой темой, делитесь, рассказывайте. Ведь кушать хочется всегда! И даже на войне.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |