Операция "Воздушный мост" в Кандагаре.
На заключительном этапе вывода советских войск из Афганистана, для правительственного режима сложилась тяжёлая ситуация в южных провинциях.
С отводом советских войск, правительственные войска ДРА, не справляясь с натиском многочисленных отрядов моджахедов, вынуждены были постепенно оставлять позиции. Из южных провинций Гильменд и Кандагар советские войска были выведены в начале августа 1988 года. Практически сразу после вывода советских войск афганские моджахеды взяли под свой контроль почти всю территорию этих провинций, за исключением нескольких небольших районов, удерживаемых правительственными войсками.

Один из основных районов находился в городе Кандагар и представлял собой эллипс, вытянутый с юго-запада на северо-восток, размерами 40 на 10 километров. Внутри этого района располагалась часть города Кандагар и аэропорт «Ариана» (официальное название аэропорта на тот момент). В районе аэропорта находилось скопление бывших советских военных городков, которые ранее принадлежали 70-й отдельной мотострелковой бригаде и нескольким другим воинским частям. Эти военные городки со всей инфраструктурой, запасами боеприпасов и вооружения были переданы управлению 2-го армейского корпуса правительственных войск ДРА.
Обороной административного центра провинции руководил командир 2-го армейского корпуса генерал-лейтенант Нур-уль-Хак Улюми (в русскоязычных источниках — Олюми), под командованием которого было всего 1500 бойцов, а также танковый батальон 7-й танковой бригады 4-го армейского корпуса. Кроме этого, под командованием командира корпуса находились смешанные вооруженные отряды ХАДа и Царандоя.
После вывода советских частей из Кандагара, моджахеды, вытеснив со сторожевых застав правительственные войска, перерезали автомобильную дорогу, связывавшую город со столицей, Кабулом, на северо-востоке, и дорогой, ведущей на север к советскому городу Кушка, из которого происходило всестороннее обеспечение правительственных войск и режима в целом.
Группировки афганских моджахедов планировали захватить Кандагар как второй по численности город Афганистана, чтобы сформировать в нём собственное независимое правительство и сделать город столицей нового государства — противопоставив себя кабульскому режиму Наджибуллы. Планам моджахедов мешали остатки заблокированного 2-го армейского корпуса, которые испытывали острую потребность в боеприпасах и вооружении.
По просьбе руководства Республики Афганистан советскому руководству, перед советскими войсками была поставлена задача произвести совместную с правительственными войсками операцию по снабжению остатков заблокированного в Кандагаре 2-го армейского корпуса вооружением и боеприпасами[

По плану операция должна была начаться 21 января 1989 года.
На первом этапе планировалась переброска в ночное время первого эшелона десанта в аэропорт «Ариана». В состав десанта первого эшелона должны были войти оперативная группа армии и военнослужащие от следующих воинских частей 5-й дивизии[2]:
  • связисты от 388-го отдельного батальона связи;
  • сапёры от 68-го отдельного гвардейского инженерно-сапёрного батальона;
  • артиллерийские расчёты от 1060-го артиллерийского полка;
  • разведчики от 650-го отдельного гвардейского разведывательного батальона.
В общей сложности на аэропорт планировалось перебросить до 600 военнослужащих. Задача военнослужащих 650-го батальона состояла в охране и обороне территории аэропорта и взлётно-посадочной полосы[1].
На переброску первого эшелона отводилось 2-3 ночи и выделялись 5 самолётов Ан-12. В общей численности предполагалось перебросить до 600 человек.
В последующем высаженный десант должен был обеспечить приём грузов с прибывающих самолётов в период до 4 февраля. На проведение всей операции выделялось 15 суток.
Для обеспечение охраны и обороны аэропорта было запланировано к переброске 20 единиц БТР, 6 гаубиц Д-30А, 2 установки БМ-21, 5 тягачей ГАЗ-66, транспортно-заряжающая машина на базе Урал-4320, 2 станции космической связи, две радиостанции на шасси БТРа Р-145БМ и одна на автомобильном шасси Р-140.
Основной сложностью проведения операции было полное отсутствие аэронавигационного обеспечения в аэропорту «Ариана». Экипажи военно-транспортных самолётов должны были самостоятельно осуществлять взлёт и посадку.
Поставки грузов должны были осуществляться с аэродрома Мары в Туркменской ССР и аэродрома Шинданда.
От военно-транспортной авиации в операции планировалось задействовать 50-й отдельный смешанный авиационный полк и 930-й военно-транспортный авиационный полк. Огневую поддержку с воздуха должны были осуществлять Су-25 из состава 378-го штурмового авиационного полка и МиГ-27 из состава 134-го истребительно-бомбардировочного полка из Шинданда.
Штурмовая авиация должна была подавлять огневые точки противника ведущие огонь по территории аэропорта
Операция началась по другому сценарию, раньше указанного в плане срока и с привлечением меньшего чем было запланировано количества военнослужащих.
Переброска началась в 6 часов 10 минут 20 января — на сутки раньше намеченного срока[1].
На первом Ан-12 в аэропорт Кандгара были доставлены 52 бойца 650-го батальона под командованием подполковника Мауренко Николая. Всего в охране и обороне аэропорта было решено задействовать только 71 военнослужащих 650-го батальона[2].
В общей сложности на обеспечение операции в аэропорт «Ариана» были заброшены около 170 человек[4].
После приземления разведчики оцепили территорию аэропорта и взяли его под свою охрану. Самолёты приземлялись в темноте с выключенными огнями на неосвещённую полосу.
С высадки первого эшелона начались развёртывание средств связи и высадка транспортных самолётов с оружием и боеприпасами. Была восстановлена система освещения взлётно-посадочной полосы.
21 января в результате артиллерийского обстрела противника был повреждён и выведен из строя санитарный самолёт Ан-26М (бортовой номер 09) из состава 50-го отдельного смешанного авиационного полка. Всего за сутки военно-транспортными самолётами совершено 28 рейсов с аэродрома Мары и 4 рейса с аэродрома Шинданд, которыми были доставлены 326 тонн грузов, из которых 241 тонна приходилась на артиллерийские боеприпасы. Также для усиления 650-го батальона было доставлено 6 БТР-60ПБ, 2 миномёта, 3 крупнокалиберных пулемёта «Утёс», 3 автоматических гранатомёта АГС-17, 6 пулемётов ПКМ и 14 огнемётов РПО-А «Шмель». Согласно одному из вариантов дальнейшего развития событий — по окончании операции бронетранспортёры могли быть использованы для прорыва блокады высаженным десантом и возвращения на них до Шинданда[2].
22 января за сутки было доставлено за 37 рейсов 313 тонн груза. При этом по территории аэропорта противником был нанесён удар 28 реактивными снарядами. Был повреждён один Ан-12.
23 января за сутки было осуществлено только 17 рейсов с доставкой 173 тонн грузов. Противник нанёс удар по взлётно-посадочной полосе 31 реактивным снарядом. Один АН-12 из состава 930-го военно-транспортного авиационного полка при посадке был обстрелян, получил серьёзные повреждения и загорелся. Экипажу удалось покинуть горящий самолёт. Вечером на территорию аэропорта удалось проникнуть группе моджахедов, которая предприняла попытку уничтожения системы освещения взлётно-посадочной полосы. При уничтожении группы противника были ранены 4 военнослужащих 650-го батальона. В эту же ночь в 21:54 противник открыл мощный огонь из миномётов, пулемётов, реактивных установок по двум Ан-12 пытавшимся произвести посадку, чем сорвал перевозку и вынудил их улететь обратно на аэродромы базирования
24 января около 12:00 произошёл мощный взрыв, устроенный проникшей на территорию аэропорта диверсионной группой моджахедов. Моджахедам удалось уничтожить склад с 300 тоннами боеприпасов. Один военнослужащий 650-го батальона получил при этом серьёзные травмы и тяжёлую контузию. В аэропорт была доставлена техническая группа которая на месте занялась ремонтом и демонтажом повреждённых самолётов.
Всего за время проведения операции противник выпустил по территории аэропорта около 700 артиллерийских снарядов. Ввиду большого количества повреждений взлётно-посадочной полосы снарядами, которые создавали сложности для посадки и взлёта самолётов, военнослужащие 650-го батальона были привлечены к минимальному ремонту полотна[4].
26 января было произведено 14 рейсов, которые довели общее количество доставленных грузов до 1 000 тонн[3].
Усилившийся натиск противника вынудил советское военное руководство привлечь для авиационной поддержки гарнизона Кандагара кроме 378-го штурмового авиационного полка и 134-го истребительно-бомбардировочного полка также самолёты Су-17 из состава 274-го истребительно-бомбардировочного авиационного полка и истребители МиГ-23МЛД из состава 120-го истребительного авиационного полка[5]. В конце января против обстреливавших аэропорт моджахедов была применена Дальняя авиация — в окрестностях Кандагара, севернее аэропорта на 10 километров в районе кишлака Даман, стратегическими бомбардировщиками на противника были сброшены трёхтонные бомбы ФАБ-3000[1].
До 1 февраля было доставлено 2 600 тонн груза[6].
С 1 по 3 февраля полёты были прекращены из-за поднявшейся пыльной бури[1].
Вечером 3 февраля поступил приказ командующего 40-й армии о немедленной эвакуации советских военнослужащих из аэропорта «Ариана». Эвакуация должна была проводиться в тёмное время суток – в условиях непрекращающейся пыльной бури. Вся военная техника и тяжёлое стрелковое вооружение доставленная для усиления 650-го батальона — оставалась силам блокированного гарнизона правительственных войск.
После полуночи в аэропорт поочерёдно прибыли 6 единиц Ан-12, которые до 5:00 утра 4 февраля, взлетая под плотным обстрелом противника, эвакуировали все 170 советских военнослужащих на аэродром Шинданда
Доставленные грузы помогли войскам генерал-лейтенанта Олюми в критической ситуации отстоять аэропорт и часть Кандагара от натиска отрядов Гульбеддина Хекматияра. Более того, войдя в союз с некоторыми вооружёнными группировками моджахедов, генерал Олюми сумел достаточно укрепиться и расширить зону своего влияния.

Генерал Нур-уль-Хак Улюми 
В 1989 году он был командующим 2-м армейским корпусом в Кандагаре. Для обеспечения подчинённых ему войск и была проведена операция «Воздушный мост»


К лету 1989 года генерал Улюми был назначен указом Президента Афганистана Наджибуллы генерал-губернатором провинции Кандагар



Здание аэропорта «Ариана»
во время проведения операции «Воздушный мост».
На снимке бронетранспортёры БТР-60ПБ доставленные на усиление разведчиков 650-го отдельного разведывательного батальона.
На заднем плане за одним из бронетранспортёров видна «тарелка» станции спутниковой связи комплекса Р-440.
Снимок сделан участником событий — прапорщиком Евгением Кутеповым.
Конец января 1989 года. Кандагар

70 ОМСБр ушла из Кандагара в августе 1988 года. Её бойцы были не последними, кто увидел кандагарский аэродром "Ариану" напоследок. Перед самым выводом войск из Афганистана в январе-феврале 1989 года в Кандагаре была проведена операция "Воздушный мост", целью которой было доставка оружие и б\п гарнизону афганских войск. Вспоминают  участники этих событий.

Сергей Мельничук: "Да об этой поездке мало кто знал, там было всего три борта ан 24. Да я помню эту операцию, сначало мы туда два раза ходили своим ходом я был в начале колонны
т.е. за грейдером, который шёл спереди. Помню в кишлаке Кишкинахуд за мостом
попали под эреэсы и дали команду назад а потом самолетом".


Справка. Подразделения с 5 мсд проводили операцию под Кандагаром с 5.12.88г по 22.12.88г.

Геннадий Исковских: "Операция ,,Воздушный мост,,  была проведена в январе - феврале 1989 года 5 мсд город Шинданд 650 Орб. и Мин бат 371 мсп для оказания помощи афганской армии . Мы держалиаэропорт а борты доставляли боеприпасы. После недели завоза б\п склад недалеко от аэропорта рванул, гремел долго и сильно . А по аэропорту пуски были с  десяти утра и до позднего вечера. Я на вышке засекал пуски и по рации  корректировал огонь афганской батареи, но эффекта не было . И дальняя авиация из Союза долбила безуспешно . А когда они поняли что мы там делаем , начали брать нас в кольцо . Спасибо командирам, отбились и на день раньше улетели".

Старшина 2-ой разведроты 650 Орб прапорщик Евгений Кутепов: "Воздушный мост" в Кандагаре существовал ровно 2 недели (с 23-го по 6-го февраля) для снабжения
боеприпасами и оружием перед нашим окончательным уходом из Афганистана  армейского корпуса генерала Улюми -одновременно являвшегося губернатором Кандагара. Операция "Воздушный  мост" началась с нашей неожиданной даже для "союзников" ночной
высадки на нефункционирующий, частично разбитый аэродром Кандагара (ВПП -
сплошные воронки). Мы мгновенно окружили и заняли здание аэропорта  "Ариана". Одно "крыло" аэропорта, напоминавшего сверху  трёхлучевую звезду, занимал ХАД. Эти были понадёжнее. Но комбат Н.Н.Мауренко  сразу приказал в случае малейшей опасности - гнать их из здания, забрасывая  гранатами. Такие вот были у нас "союзники". В составе десанта было
78 человек: 71 разведбатовец, опергруппа штаба армии из 3 офицеров (старший
в ней с п/п-к Чесаков) и несколько связистов и сапёров из Адраскана. Через четыре дня после начала работы"воздушного моста" в результате диверсии "духами" были  взорваны склады с доставленными нами боеприпасами. Насколько помню, по приказу губернатора Улюми караул, охранявший взорванные склады, был расстрелян. До последнего дня не было решено, как мы из Кандагара будем уходить в Шинданд. Предполагалось, что возможно своим ходом на
старых БТР, которые нам чуть позже доставили самолётами. Мы все сразу поняли,
что не сможем прорваться с боем по бетонке 600-650 км через провинции
Кандагар, Гильменд, Фарах и Нимроз, хотя и вооружены были хорошо. Обстреливали "духи" нас РС - ами днём и ночью, даже борта (по 15-20 за ночь) мы разгружали под обстрелом. Местных к
аэродрому не подпускали. Наши потери - несколько бойцов ранеными (их сразу пустые борта в Союз вывозили) и 4 самолёта, один из них - санитарный  "спасатель". "Духи" из банд муллы Насима - всего 5,5 тысяч "штыков" - регулярно пытались нас смять, поднимаясь в атаки. Спасали нас бомбардировщики, сразу в таких случаях вызываемые по радио с авиабазы
"Тузель" в Ташкенте или "Иолотань" и "Калаймор" в Туркмении.  В ночь 6-го на 7-ое февраля, бросив всё лишнее, попрыгали в прибывшие неожиданно для "духов" и "союзников" за нами борта, взлетели под шквальным ракетным обстрелом, прыгая по воронкам в кромешной тьме. Прикрывала посадку как раз небольшая  группа бойцов во главе со ст.л-том Лёшей Извековым. Садясь в свои борта, мы видели, как на взлётное поле выбежала огромная толпа каких-то вооружённых оборванцев, но стрелять не решились, так как Лёха сразу стрелял поверх их голов из нескольких пулемётов стоявших на сошках прямо на "бетонке".
Конечно, если бы "духи" рванули толпой, то смяли бы нас. Через час,  на зыбком рассвете, мы уже садились в Шинданде. И опять под ракетным обстрелом! Оказалось, что к этому времени почти вся дивизия уже ушла на Герат и через  перевал Рабати-Мирза на Кушку, а "духи" тут же заняли наши заставы, смяв "сарбазов" и "царандой".




Подбитый в результате обстрела санитарный самолёт
"Скальпель".Впоследствии после снятия с него всего ценного оборудования и, главное, слития спирта - тут же подорван! (фото из архива Кутепова Е.В.)


 
 
Категория: Статьи | Добавил: NIKITA (15.12.2022)
Просмотров: 546 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar