Ветеран  однополчанин  из Приморья об Афганской войне:

Мы видели, как полуголодную страну рвали на части

Об общении с местными жителями, дружбе с душманами и необходимости носить кроссовки, рассказал кавалер трех орденов Красной Звезды

заместитель командира 70-й гвардейской
 отдельной мотострелковой бригады. 1987-1988г.г.

Полторабатько Валерий Алексеевич

 

Родился в Беларуси в 1950 году. Выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. Был начальником оперативного отдела штаба 108-й дивизии,

заместителем командира 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады. 1987-1988г.г.

Награжден тремя орденами Красной Звезды, трижды ранен.

10 февраля 2013 года ему вручена медаль Всероссийского общества "Боевое братство".

(умер 18.9.2016г., похоронен в Уссурийске),

 

Защита правящего режима от наскоков вооруженной оппозиции, договоры с местными жителями и душманами о ненападении, спасительная музыка во время боевых действий - вот она, Афганская война, в воспоминаниях приморского ветерана. О годах боевой молодости и военных событиях РИА PrimaMedia в рамках проекта "Я видел войну", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, рассказал кавалер трех орденов Красной Звезды, полковник в отставке Валерий Полтаробатько.- На войну в Афганистане есть разные взгляды. Например, говорят о том, что это была ошибка. А как вы понимаете эту войну?

 

Какие требования были к бойцам? Какие были установки перед началом боевой операции?

 

- Ты не имеешь права - идти больным в бой. Не дай бог ты скрыл, что у тебя насморк. Подойди и по-честному скажи. Если болит горло, тебе никто слово не скажет. Также ты не имеешь права быть убитым, ты не имеешь право быть раненым. Все остальное тебе разрешается. Можешь стрелять мимо. Кому эти "духи" нужны.

- Какой контакт у вас сложился с местными жителями?

- Мы всегда старались договориться, не применяя оружия. Например, у них особым образом виноград посажен: выкопаны канавы, листья винограда канаву прикрывают, не дают воде испарятся. Мы с жителями заключали соглашение о том, что они не пропускают через виноградники чужие банды. Мы по ним не стреляем, и они не стреляют.
                                                               

 

Советские офицеры с местными жителями, Фото с места события   фото Предоставлено ветераном

- С душманами тоже по-разному складывалось?

 

- Были "духи", которые нам попадались по три-четыре раза, мы их уже знали, даже имя им придумывали. Отпускали их. Зачем они нам сдались? Ну пристрелю я его, ну какая мне радость от этого будет? А еще "духи" фотоаппарат любили больше, чем своих четырех жен. Только достань фотоаппарат - они тут как тут. Бывало, после перестрелки, спрашиваю, а вы какого хрена по мне стреляли? Вот так напрямую и разговариваешь с ними. И дружили мы с ними. Слово они свое держат железно, если ты их не обманешь.

Может, припомните какие-то интересные истории?

- Пошли как-то на засаду, но не получилось. Вернулись назад, я на аэродроме задержался. Стоит большой металлический ангар, у нас там рояль был. Иду, слышу – играет мелодия из кинофильма "Шербургские зонтики". Примерно час дня, жара и музыка звучит. Дверь приоткрываю – там за роялем сидит Мишка, по прозвищу "Насос", – здоровенный боец, ростом с два метра, который одной рукой запросто мог расколоть надвое бутылку из-под шампанского. Сидит, проникновенно так играет. И вся разведрота, самые настоящие бандюки, сидят и плачут. Я тихонечко дверь прикрыл. Как он давил на клавиши своими лапищами? За время службы много таких случаев было. А еще как-то, во время перестрелок в ущелье, надоело "ругаться", включаем Аллу Пугачеву. На время боевые действия прекращаются. "Духи" кричат на бис: "Аллу! Аллу!". И почему-то им больше всего нравился "Айсберг". Поставим песни Пугачевой в ущелье, можно спать три дня. Кто-то думает, что они с ножами в зубах лазили, да бросьте вы это все. Такая же обыкновенная жизнь. Только свои особенности. Например, в пустыне особым шиком считалось начистить ботинки до зеркального блеска. 60 градусов жары, красный песок, а ты в начищенных берцах ходишь, в чужой стране.

Как на вас и ваших сослуживцев повлияла война?

 Все, кто побывал там или побывал в горячей точке – мы абсолютно другие люди. Жена мне с другом сказала: вы все равно с Афганистана не вернулись, вы все там и остались.

- За последнее время вышли фильмы о войне в Афганистане, например, "Девятая рота". Насколько эти фильмы соответствуют реальным событиям?

- В фильме Бондарчука никто не объяснил, почему бойцы бегают по горам в кроссовках. Это не мода, а необходимость. Взрывом мины ногу отрывает по срез голенища, а значит, можно потерять ногу по колено. Если ты в кроссовках, потеряешь только стопу.

- Какие бы вы подвели итоги прошедшей войны?

- Это была прекрасная военная операция. Мы не оккупировали, ни на кого не наступали, никого не убивали. Мы наоборот, спасали народ всеми возможными средствами. Они очень жалеют, что мы ушли. Они говорят, что вся вина в том, что мы отвернулись от них и ушли. Можно сказать, что это страшный сон.

Вы являетесь членом правления приморского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство". В чем сегодня заключается ваша деятельность в "Боевом братстве"?

- Очень печально, что на памятниках не пишут, что солдат умер от ран, полученных в бою. Необходимо писать на памятниках "Верный присяге и воинскому долгу погиб в бою". У нас точных данных нет, но примерно каждый третий, убитый в Афганистане – это офицер. Я ушел на войну, когда сыну был год, вернулся - ему было 4,5 года. Дети должны помнить своих отцов. Поэтому обязательно должна быть надпись "погиб в бою". И это надо официально внедрить в военной мемориальной компании. С помощью "Боевого братства" мы восстанавливаем памятники погибшим на кладбище в Воздвиженке и на центральном кладбище Уссурийска. Государственная Дума наградила приморское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство" знаком "Патриот России". А еще дальневосточное отделение "Боевого братства" поставило 200 компьютеров Кабульскому университету.

- Важно ли говорить об уроках военных лет подрастающему поколению?

 - Наш уссурийский клуб "Боец" – молодежное отделение "Боевого братства" – помогает формировать у мальчишек настоящий характер. И мои внуки занимаются в клубе "Боец" – становятся настоящими мужчинами, готовыми защитить других. В них с детства воспитывается внутренний стержень, сила, уверенность в себе. Сегодня во многих уголках мира идет кровопролитие. И мы проводим занятия, растим достойных людей, готовых остановить кровопролитие и защитить свою страну.