Афганские хроники. 1982 год
Краткая хронология событий
Краткая хронология событий
В 1982 году погибло 1948 солдат и офицеров СССР.
Прошло два года. Высшее партийно-государственное руководство ДРА, занятое внутрипартийными распрями, почти не занималось организацией борьбы с моджахедами и укреплением органов власти в уездах и волостях. Моджахеды, которые были скованы в своих действиях советскими частями, предпринимали усилия по проведению кратковременных операций, сочетали террористические и диверсионные действия со злобной пропагандой, особенно против "оккупантов". В труднодоступных районах они продолжали укреплять свои базы, а также создавали склады вблизи крупных городов. Основные усилия моджахедов были направлены на ликвидацию органов власти в уездах и волостях и укрепление влияния своих "исламских комитетов".
К сожалению, государственные органы власти, как уже неоднократно подчеркивалось, не функционировали как надо, и эту проблему одними военными усилиями не решить. При этом надо было учитывать, что Вооруженные силы ДРА не способны были вести боевые действия с моджахедами, и основная тяжесть борьбы с противником легла на плечи воинов 40-й Армии. Афганские части решали лишь ограниченные задачи, а в основном они действовали совместно с советскими частями и подразделениями.
В течение года боевые действия проводились во многих провинциях, в том числе:
январь-февраль - в провинциях Кандагар, Парван и Каписа, особенно напряженные бои были в зеленой зоне Джабаль-Уссарадж (этот город расположен недалеко от входа в ущелье Пзнджшер), а также в непосредственной близости от провинциальных центров Чарикар (провинция Парван), Махмудраки (провинция Каписа);
апрель - операция в провинции Нимруз;
май-июнь - 5-я Панджшерская операция. В ходе этой операции была впервые осуществлена массовая высадка десантов (в течение только первых трех дней десантировались около четырех тысяч наших воинов). В боевых действиях в Пандж-шере принимало участие около 12 тысяч советских солдат. Однако военные успехи не были закреплены становлением органов власти на местах. В июне предпринимались масштабные боевые действия в провинции Логар;
август-сентябрь - проводилась 6-я Пандж-шерская операция, но и на этот раз не удалось укрепить власть Центра в этом ущелье;
декабрь - в связи с тем, что афганское руководство так и не смогло установить органы власти в ущелье Панджшер, войска были выведены из него.
В целом в 1982 году отмечалось расширение районов боевых действий, при этом участились удары с воздуха по разведанным объектам в стане моджахедов. В свою очередь моджахеды создали наиболее сильные группировки в провинциях Логар, Парван, Лагман, Вардак, Каписа, то есть в непосредственной близости от столицы Афганистана. Поэтому обстановка вокруг Кабула была сложной.
Большое напряжение сохранялось на дороге Кабул-Гардез, особенно в пределах провинции Логар (южнее Кабула). В этой провинции моджахеды в страхе держали местное население. В провинции Кунар обосновались значительные силы мятежников, в основном в тех уездах, где не дислоцировались правительственные войска, как например, в уезде Камдеш.
На 1 марта в вооруженных силах ДРА было 11 3 тысяч человек. В стане мятежников возросло количество отрядов с 600 до 900, в их составе насчитывалось до 50 тысяч человек. Исламских комитетов насчитывалось до 300. Основная группировка противника по-прежнему отмечалась в зоне "Центр" - до 12 тысяч. Однако эти данные не полностью отражали состав противостоящих сил. В них не учитывались отряды и группы, находившиеся в Пакистане, и местные жители, которые привлекались для действий по выполнению конкретных задач.
Таким образом, в 1982 году вырисовывалась бесперспективная картина достижения мира и согласия на афганской земле. Обстановка усложнялась. Естественно, две Панджшерские операции, хотя и были успешно проведены с военной точки зрения, удручали тем, что не позволили стабилизировать обстановку в этом ущелье. Это ущелье сужается на отдельных участках до двух-трех сотен метров. Узкий и длинный - более чем стокилометровый - коридор в обрамлении высоченных гор, тянется от границы с Пакистаном до Саланга, с запада на восток.
Именно в "Логове пяти львов" (Панджшер), как и на придорожных территориях дороги через Саланг, разворачивались кровавые события. До весны 1982-го против укрепившихся здесь "духов" были проведены, по крайней мере, четыре операции. 18 мая началась пятая по счету. Полной победы добиться не удалось, что объясняется главным образом характером местности. Ведь это ущелье врезалось в пятикилометровые отроги Гиндукуша с нависшими над коридором отвесными скалами. Отряды Ахмад Шах Масуда имели возможность перебазироваться на территорию Пакистана, и они ею воспользовались, чтобы избежать полного поражения.
Перед началом пятой Панджшерской операции отряды Ахмад Шах Масуда активизировали свои действия, поскольку в мае открылись перевалы, а следовательно, облегчилось снабжение всем необходимым из Пакистана. Хотя подготовка к операции проводилась скрытно, сведения о подготовке к ней просочились "на ту сторону". Когда советские и афганские части начали наступать, они встретились с глубоко эшелонированной обороной в горах.
Несколько слов о самом Ахмад Шах Масуде. Он родился в 1953 году в кишлаке Джангалак (провинция Парван) в семье феодала, по национальности-таджик. Окончил 12 классов лицея "Надирия" в Кабуле (1972) и два курса инжененого факультета Кабульского университета (1974). В том же 1974 году вступил в организацию "Братья-мусульмане", приобретал боевой опыт в других странах. В 1978 году вернулся в Афганистан и приступил к созданию вооруженных отрядов в ущелье Панджшер.
Таким образом, Ахмад Шах Масуд, встав во главе профессиональных отрядов, сумел организовать своеобразный фронт. В ходе проводимых операций группировка Ахмад Шах Масуда понесла значительный урон, сдала важные позиции, рассредоточилась в горах, частично в Пакистане. Но приходится снова повторить, успехи не удалось закрепить становлением власти на местах. Поэтому моджахеды возвращали утраченное, и в августе-сентябре пришлось проводить 6-ю Панджшерскую операцию, которая также не привела к желаемым результатам.
Третий год афганской войны поубавил оптимизма, но не ожесточил сердец. И ветеран, и новобранец одинаково искренне, фанатично верили: это ненадолго, уж завтра-то скинем пропыленные, выцветшие на солнце и потом пропитанные "робы", расправим плечи, вздохнем полной грудью: все на свете имеет конец!
Между тем до конца войны как будто оставалась вечность. Каждый день ее следовало приравнять к десятилетиям мира, если такое сопоставление вообще возможно.
"Черные тюльпаны" увозили павших. А на их место прибывали безусые,, юные, знавшие о войне по фильмам, книгам, рассказам ветеранов.
Трижды Герой Советского Союза маршал авиации И. Н. Кожедуб сказал свое слово о павших: "Да, их жизни оборвались в пламени Афганистана, но память о них будет жива и на афганской, и на отчей земле. Улицы, школы, пионерские дружины носят их имена; некоторые из погибших навечно зачислены в списки воинских частей и военных училищ, и все они живы в сердцах и делах вернувшихся домой однополчан".
_______________________________________________________
Продолжение