Авиакатастрофы АН-12
|
|
luna71176 | Дата: Среда, 14.12.2022, 14:49 | Сообщение # 1 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| Авиакатастрофы самолётов АН-12
АН-12 в Кандагарском аэропорту. Фото носит иллюстративный характер.
Не раз на просторах интернета приходилось встречать различную информацию и мнения о катастрофах самолетов АН-12 в Кандагаре. Часто эта информация обрастала различными домыслами и догадками. Рассказывали о крушении самолета, полного дембелей и так далее. Давайте попробуем разобраться, сопоставить информацию из различных источников.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, 14.12.2022, 16:19 | Сообщение # 2 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| Известны две авиакатастрофы в районе Кандагара с участие военно-транспортных самолетов АН-12 и их часто путают между собой. Думаю потому, что обе они произошли в июле месяце, 11-го и 12-го числа. Вот только года разные. Первая произошла в 1985 года, а другая в 1987 году. Начнем с первой, 11 июля 1985 года, под Кандагаром сбит АН-12, в народе "Почтовик". Ходили слухи, что на нем погибло много дембелей.
Из официальных источников, Потери авиационной техники в Афганистане: 11 июля 1985 г. боевая потеря самолета Ан-12 111-го осап (Ташкент - Тузель). Почтовый рейс Кандагар - Шинданд. Командир корабля, зам. ком аэ м-р Шаджалилов М.Д. Сразу после взлета из Кандагара, в наборе высоты, по Ан-12 был произведен пуск ПЗРК "Blowpipe", после чего самолет потерял управление и столкнулся с землей в 22 км от аэродрома. Все находившиеся на борту 14 человек погибли. Экипаж: командир м-р М.Шаджалилов, ПКК л-т С.Глухов, штурман к-н А.Терентьев, борттехник АДО ст. л-т А.Подстригич, радист пр-к А.Микляев, стрелок пр-к Н.Лущенков. Кто же был кроме экипажа на борту того АН-12 (Почтовик).
Привожу выдержку из списка безвозвратных потерь Э.Береснева СПИСОК ПОГИБШИХ на борту сбитого 11.07.1985г. самолёта АН-12 (бортовой №СССР-12146, в/ч23229 Тузель) в районе аэродрома г. Кандагар 1. майор Шаджалилов Мухамадали Джурабаевич - командир отряда 111 осап 2. капитан Терентьев Александр Борисович - штурман отряда 111 осап 3. ст.лейтенант Подстригич Александр Алексеевич -бортовой техник самолёта 111 осап по авиационному и десантному оборудованию самолёта 4. лейтенант Глухов Сергей Андреевич - помощник командира самолёта 111 осап 5. прапорщик Лушенков Николай Алексеевич - старший воздушный стрелок самолёта 111 осап 6. прапорщик Микляев Александр Александрович -радист самолёта 111 осап погибли в сбитом самолёте в районе аэродрома г.Кандагар 7. капитан Щеголихин Александр Алексеевич - старший бортовой авиационный техник самолёта Ил-22 8. капитан Яковлев Евгений Петрович - помощник начальника штаба 168 апиб по специальной связи 9. лейтенант Щербина Анатолий Трофимович - помощник начальника штаба 302 оврэ по режиму секретности и специальной связи 10. прапорщик Буркин Михаил Викторович - старший специалист спс УиСл 5 мсд 11. сержант Матвиенко Станислав Иванович* - начальник кодировочной группы УиСл 5 мсд 12. рядовой Иващенко Владимир Григорьевич* - радиомеханик УиСЛ 5 мсд** 13. прапорщик Колесников Анатолий Фёдорович -начальник обменного пункта 549 УФПС 40 ОА 14. рядовой Шпудейко Олег Васильевич - водитель 549УФПС 40 ОА
Получается, что из 14 человек, находившихся на борту самолета и погибших, только трое были военнослужащими срочной службы и те имели отношение к ФПС.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, 14.12.2022, 16:21 | Сообщение # 3 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| Из воспоминаний очевидцев катастрофы АН-12:
Абылкасым Мурзагалиев: Да было мы ехали на задание хорошо помню проехали гсм или до гсма сейчас точно не помню мы сидели на броне и увидели падающий самолет. Наша рота оцепила район падение это был АН почтовый 1985 год в конце лета. Юрий Самышкин: Да я и Хамза видели мы в тот день стояли на каменной горе и видели уже попадание, то есть взрыв. Сначала оторвалось крыло потом падал самолет, а затем письма и чеки посыпались. Логман Мирзоев: Колонна стояла возле "черной" впереди нас работали сапёры ждали команду. Жду коммент от Виктора Быстрова, он помнит пуск и места из ПЗРК. Виктор Быстров: Когда Женька меня толкнул, один из движков левого крыла горел, но самолет летел еще. Потом взрыв и крыло отлетело и начало падать, а за ним следом и весь фюзеляж. Он упал на Мирбазаре, довольно большая площадка между двумя арыками. Броня осталась ближе к ГСМу, а мы туда пошли. Вся поляна была усеяна кусками мелкими фюзеляжа, запомнилась большая воронка, один более менее целый двигатель. Взрыв был сильный видно баки были полные. О погибших сказать что-то утешительное нечего, я видел только половину туловища на краю воронки, все остальное фрагменты тел по всей поляне. Недели через 2 или 3 сбили афганский ан-24, он упал где-то севернее Гундигана. Сайдулла Каршиев: В это день я тоже участвовал. 11.07.1985г. я хорошо помню. Наша сапёрная рота и ДШБ первыми заходили ближе к ГСМу это кишлак Мирбазар. ДШБ блокировал, а мы сапёры пощупили и собирали кусками мясо, мелкие фюзеляжа и тогдалие. В этот день мы там остались на ночь.Во второй день тоже такая робота. Собираемые куски на машину грузили и куда то увезли. Я своими глазами видел все это. Алмамат Маматкожоев: Мы ехали на задание и случайно оказались рядом где крушение самолета АН -12. Когда мы подошли к самолету некоторые отдельные части ещё горели. Это был Ан 12 почтовый. С начала мы собрали куски мяса, а потом все бумажки, ну там карты /письма/ Логман Мирзоев: Нас там была целая рота, картину катастрофы мы видели одинаково, только в памяти у каждого она сохранилась по разному . Суть обсуждения, по возможности правдиво со слов очевидцев восстановить гибель экипажа . Игорь Ерошенко: Был на аэродроме, видел взлет почтовика, он сразу пошел вправо, в сторону гор, и был сбит, хотя обычно при взлете, самолеты уходили в сторону пустыни, жаль, наверное ошибка экипажа. Юрий Самышкин: Я видел к сожалению, но не все. Сам взрыв самолета и ракеты тяжкое зрелище, мы с другом видели все от начала взрыва и до конца. Взрыв, отваливается крыло. Я первый орал зубр 1 сбили самолет по инерции он упал туда куда упал. приношу соболезнования. Сергей Лезин: Я видел сам момент когда его разорвало на 4 части. Крылья в разные стороны. А хвост и кабина тоже. Мы стояли на сопровождении на ГСМ наверху. В момент когда я забросил мину в миномет, после выстрела посмотрел в небо и увидел эту картину с Ан-12.Такое впечатление было, что он рухнет на нас. После разрыва он как в замедленном кино стал падать. Я показал в небо комбату. И он приказал всем лечь под броню. Он рухнул в зеленку. Там на дембель летели 9 или 12 пацанов . Письма и все разлетелось по округе. Подняли ДШБ, в бригаде по тревоге и они все это собирали в плащ палатки. Его сбили на взлёте.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, 14.12.2022, 16:27 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| Вторая катастрофа самолёта АН-12, произошедшая 12 июля 1987 года
12 июля 1987 г. боевая потеря Ан-12 930-го втап (Завитинск) Баграмского А.О. Выполнявший посадку на аэродроме Кандагар, ДСМУ, самолет майора Трофимова А.Б. попал под обстрел, сошел с ВПП и столкнувшись с РЛС выкатился на минное поле. На борту возник пожар и в результате сдетонировал груз боеприпасов. Пытавшиеся тушить пожар военнослужащие погибли. Из экипажа пострадал борттехник Н.Усанов.
По информации сайта "Черный тюльпан" https://u.to/Y5B-HA Крушение самолета АН-12 в Кандагарском аэропорту 12 июля 1987 года 12 июля 1987 года в Кандагарском аэропорту при заходе на посадку из-за просчёта экипажа самолёт Ан-12 подломил правую стойку шасси и вылетел с полосы на своё же минное поле. После подрыва нескольких мин самолёт загорелся. Находившиеся поблизости люди бросились спасать экипаж и тушить пожар. Лётчики и сопровождающие груз успели выбраться и бросились подальше – на борту находилось 5,5 тонн бомб, предназначавшихся кандагарским эскадрильям. Через несколько минут бомбы сдетонировали, и мощнейший взрыв разнёс самолёт на куски. На месте сгорели несколько аэродромных машин, погибли 16 человек, ранения получили 37 человек.
В списке безвозвратных потерь Э.Береснева погибшими в этой авиакатастрофе значатся: 1. старший лейтенант Федин Владимир Сергеевич - начальник группы обслуживания самолётов 1-й аэ 136-го апиб 2. старший лейтенант Чукарев Анатолий Евгеньевич -старший бортовой авиационный техник вертолёта Ми-24 205-й овэ 3. лейтенант Зорькин Валерий Юрьевич - начальник слесарно-мастерской группы ТЭЧ 280-го овп 4. старший прапорщик Бочарников Александр Михайлович - старший авиационный механик инженерно-аэродромной службы 1-й аэ 136-го апиб 5. прапорщик Лещенко Александр Михайлович - авиационный механик вертолёта Ми-24 280-го овп 6. прапорщик Поветкин Юрий Вячеславович - техник контрольно-проверочной станции авиационной техники 280-го овп 7. младший сержант Хатько Василий Михайлович - 475-й обато ВВС 8. ефрейтор Максимов Дмитрий Юрьевич - 475-й обато ВВС 9. рядовой Жуматаев Асылбек Мухтарович - 475-й обато ВВС 10. рядовой Ковальский Владимир Анатольевич - 475-й обато ВВС 11. рядовой Косьмин Александр Витальевич - 475-й обато ВВС 12. рядовой Найденко Фёдор Александрович - 475-й обато ВВС 13. рядовой Шабунин Алексей Павлович - 475-й обато ВВС погибли при взрыве боеприпасов на борту горящего самолёта Ан-12 во время его тушения на аэродроме Кандагар 14. ефрейтор Молчанов Игорь Вячеславович - 475-й обато ВВС ранен при взрыве боеприпасов на борту горящего самолёта Ан-12 во время его тушения на аэродроме Кандагар и умер в госпитале 13 июля 15. рядовой Шулумей Александр Николаевич - 475-й обато ВВС ранен при взрыве боеприпасов на борту горящего самолёта Ан-12 во время его тушения на аэродроме Кандагар и умер в госпитале 24 июля
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, 14.12.2022, 16:37 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| Из воспоминаний сhes: В тот момент меня на аэродроме не было, так что почти ничего о том сказать не могу, был в гарнизоне (не помню точно сколько километров от Арианы), но рвануло днём так, что окна в модулях задребезжали. Потом узнал о взрыве, о том, что никого не предупредили, что самолёт загружен бомбами. Погибли все пожарники (вся их водовозка была изрешечена осколками) и скорая, часть зевак смотревших со стороны. Один из ОБАТО (в/ч 37466) стоя возле своего АПА, был ранен осколком в живот (его забрал афганский командир на газике) и доставил в госпиталь, через неделю он встал в строй - дали "Орден Красной Звезды". Из погибших едва помню только Максимова, это мой призыв был и ещё несколько "дедов", но последние в памяти совсем затёрты.
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Среда, 14.12.2022, 16:48 | Сообщение # 6 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| Выше мы привели информацию о двух авиакатастрофах самолетов АН-12. Из этой информации видно, что на этих бортах "дембелей" не было. Откуда же появилась молва о гибели увольняемых в запас? Выскажу своё мнение. Возможно идёт переплетение слухов на основе информации о крушении вертолета МИ-8МТ 7 мая 1987 года с "дембелями" на борту..
7 мая 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ №67 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Экипаж в составе командира к-на А.Булатова, летчика-штурмана л-та С.Пантюхова и борттехника ст. пр-ка Н.Матвиенко осуществлял перевозку 11 демобилизованных военнослужащих. Сразу после взлета в Лашкаргахе (провинция Гильменд) вертолет взорвался в воздухе, упал и сгорел. Все находившиеся на борту погибли. Причина взрыва не установлена, огня противника не отмечено. Возможной причиной является случайное попадание артиллерийского снаряда, так как направление стрельбы арт.батареи, ведшей огонь, пересекалось с рабочим курсом аэродрома. (Хотя по списку видно, что на борту было всего трое военнослужащих срочной службы) 7 мая 1987г. Из списка безвозвратных потерь Э.Береснева 1. капитан Булатов Анатолий Викторович - командир вертолёта Ми-8МТ 3-й вэ 280-го овп ВВС 2. лейтенант Пантюхов Сергей Иванович - лётчик-штурман вертолёта Ми-8МТ 3-й вэ 280-го овп ВВС 3. старший прапорщик Матвиенко Николай Григорьевич - бортовой авиационный техник вертолёта Ми-8МТ 3-й вэ 280-го овп ВВС погибли в результате авиационной катастрофы вертолёта Ми-8МТ в районе аэродрома Лашкаргах провинции Гильменд 4. капитан Губенко Михаил Семёнович - начальник службы РАВ 22-й обр СпН ГРУ 5. капитан Фазлиев Александр Гатович - начальник финансовой службы 22-й обр СпН ГРУ 6. старший лейтенант Фомин Олег Юлианович - командир 1-го взвода 2-й роты релейной связи 1617-го отдельного радиорелейно-кабельного батальона 7. старший прапорщик Жакпаев Уазыркан Увалиевич - помощник начальника финансовой службы 22-й обр СпН ГРУ 8. старший прапорщик Плуц Анатолий Викторович - начальник КЭС 277-й орато ВВС 9. прапорщик Аббасов Вагиф Мутолимович - техник группы космической связи 22-й обр СпН ГРУ 10. прапорщик Гармоненко Александр Михайлович - начальник телевизионного отделения 11. прапорщик Хачатрян Павлик Торникович - начальник мастерской 22-й обр СпН ГРУ 12. рядовой Андросов Артур Кларкович - УиСл 22-й обр СпН ГРУ 13. рядовой Винник Иван Богданович - 370-й ооСпН 22-й обр СпН ГРУ 14. рядовой Писарев Евгений Анатольевич - УиСл 22-й обр СпН ГРУ погибли на борту вертолёта Ми-8МТ в результате авиационной катастрофы в районе аэродрома Лашкаргах провинции Гильменд
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |
luna71176 | Дата: Вторник, 08.10.2024, 15:15 | Сообщение # 7 |
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 408
Статус: Offline
| А вот что пишет Виктор Марковский о катастрофе в Кандагаре 12.07.1987 года в статье "Ан-12 в Афганистане" Военное обозрение. Авиация. 08.12.2012г.
12 июля 1987 г. потерпел катастрофу выполнявший рейс в Кандагар Ан-12. На посадке с боковым ветром летчики не успели выровнять машину и грубо «приложили» ее о землю. Подломилась правая стойка шасси, после чего самолет вынесло с полосы, развернув хвостом вперед. Самолет оказался на грунте напротив аэродромной ТЭЧ, попав на минное поле полосы прикрытия аэродрома. После подрыва сразу нескольких мин самолет загорелся. Экипаж капитана А. Б. Тимофеева и сопровождающие груз выскочили наружу и бросились врассыпную от разгоравшегося пожара. Поспешившие им на выручку люди начали тушить огонь, не зная о крайне опасном грузе на борту машины — самолет вез 7,5 т авиабомб. Огонь уже охватил фюзеляж самолета и хватило нескольких минут, чтобы бомбы сдетонировали.
Взрывом самолет буквально разметало, кося людей вокруг осколками. Погибли 16 человек и были ранены 37. Среди погибших, помимо солдат и офицеров аэродромного батальона, оказались несколько вертолетчиков и техников находившейся рядом истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Никто из экипажа Ан-12 не пострадал. После взрыва и пожара от самолета осталось только закопченное пятно и зарывшиеся в песок обгоревшие двигатели. Тут же догорали санитарный УАЗ, пожарная и поливочная машины, подогнанные для борьбы с огнем. Последовавшее разбирательство раздало «всем сестрам по серьгам». Прибывшая комиссия провела разбор происшествия, примерно покарав правых и виноватых: выявлены были нарушения в руководстве полетами и организации прикрытия аэродрома, попутно приструнили личный состав за расшатавшуюся дисциплину. В дневнике одного из служивших тогда в Кандагаре осталось памятная запись: «Начальство быстро докопалось до сути наших неудач, досталось причастным и непричастным. Выгребли, у кого нашли, брагу, приказали снять с модулей антенны телевизоров, чтобы не демаскировали аэродром, сломали замечательную беседку для отдыха перед штабом полка (потому как не положено), провели строевые занятия со всеми частями авиагородка и велели организовать непременные политзанятия для укрепления нашей морали».
Равнодушие страшнее войны
|
|
| |